МБДОУ «Детский сад №365», +7 (846) 221-28-31, 443042, г. Самара, ул. Флотская, д. 15 а

Средства обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с воспитанниками общеразвивающей направленности и воспитанниками с ОВЗ, в том числе с детьми-инвалидами используются различные средства обучения и воспитания.

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или иные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

1. Предметы материальной культуры игрушки:

  • сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
  • дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;
  • игрушки-забавы;
  • спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
  • музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;
  • театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;
  • технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др.;
  • строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;
  • игрушки-самоделки из разных материалов;
  • игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
  • натуральные объекты: объекты растительного и мира, реальные предметы (объекты)
  • изобразительная наглядность (объемные изображения):муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.
  • оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.;
  • дидактический материал (в том числе раздаточный материал).

2. Технические средства обучения

  • Технические устройства (аппаратура):
    • мультимедийный проектор;
    • магнитофон, ноутбук, музыкальный центр;
    • телевизор;
    • экран, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.)
  • Дидактические средства обучения (носители информации):
    • звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;
    • экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации

3.Учебно-методическое обеспечение

  • учебные пособия;
  • методические разработки

4. Художественные средства

  • предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.

5. Средства наглядности (плоскостная наглядность)

  • плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.

6. Средства общения

  • вербальные средства (речь)
  • невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.

7. Средства стимулирования познавательной деятельности

  • помощь в обучении:
    • помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на деятельности: вопрос, подсказывает ход решения задачи);
    • помощь-подражание (демонстрация образцов действий);
    • помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
    • помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);
  • противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала.

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

  • учет возрастных и психологических особенностей воспитанников;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного на эмоции, сознание, поведение ребѐнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • типа и структуры занятия;
  • количества детей;
  • интереса детей;
  • конкретных образовательных задач;
  • особенностей личности педагога, его квалификации.

Печать E-mail