Информация об оборудованных средствах обучения и воспитания
Для осуществления воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ используются различные средства обучения и воспитания.
Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или иные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
1. Предметы материальной культуры игрушки:
- сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;
- дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;
- игрушки-забавы;
- спортивные тренажеры, спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.
- музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;
- театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;
- технические игрушки: фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, детские швейные машины и др.;
- строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;
- игрушки-самоделки из разных материалов;
- игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.
- натуральные объекты: объекты растительного и мира, реальные предметы (объекты)
- изобразительная наглядность (объемные изображения):муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, игровое оборудование и пр.;
- дидактический материал (в том числе раздаточный материал).
2. Технические средства обучения
- Технические устройства (аппаратура):
- мультимедийный проектор;
- магнитофон, ноутбук, музыкальный центр;
- телевизор;
- экран, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.)
- Дидактические средства обучения (носители информации):
- звуковые — аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;
- экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации
3.Учебно-методическое обеспечение
- учебные пособия;
- методические разработки
4. Художественные средства
- предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др.
5. Средства наглядности (плоскостная наглядность)
- плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр.
6. Средства общения
- вербальные средства (речь)
- невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве.
7. Средства стимулирования познавательной деятельности
- помощь в обучении:
- помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на деятельности: вопрос, подсказывает ход решения задачи);
- помощь-подражание (демонстрация образцов действий);
- помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);
- помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);
- противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала.
При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
- учет возрастных и психологических особенностей воспитанников;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного на эмоции, сознание, поведение ребѐнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- типа и структуры занятия;
- количества детей;
- интереса детей;
- конкретных образовательных задач;
- особенностей личности педагога, его квалификации.