Советы учителя-логопеда
Составь рассказ
Задания по теме «Цветы»
Составление небольшого рассказа
Попробуйте с ребёнком составить небольшой рассказ - описание про любой цветок по схеме, сначала взрослый - потом ребёнок сам.
Уход за цветами
Посмотрите на картинку и расскажите ребёнку, как нужно ухаживать за цветами? Что вы делаете? Вместе с ребёнком полейте, опрыскайте, покормите цветы. А наверняка у кого есть и рассада на окнах! Расскажите, как вы сажали семена, ухаживали за ними?
Продолжаем изучать тему «Цветы»
Задания по теме «Насекомые»
Игры со звуками и буквами
-
Задания со слогами и звуками
-
Буква и звук Щ
-
Игра на развитие фонематического слуха «Замени звук»
Взрослый называет, какой звук в слове нужно заменить, а затем читает первую строчку стихотворения. Дети называют слово с заданным звуком. Затем взрослый читает вторую строчку и перед последним словом делает паузу. Ребенок должен догадаться, какое слово получится.
-
Игра «Сделай букву из пальцев»
Взрослый называет букву (или показывает в книге, если ребенок её еще не знает), а ребенок должен изобразить её с помощью пальцев рук. Игру можно усложнить: взрослый изображает букву с помощью пальцев, а ребенок угадывает её.
Задания по теме «Рыбы»
Интересные задания от учителя-логопеда
Занимательные задания для дошкольников
Как развить мелкую моторику руки ребёнка
- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.
- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
- Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
- Резать ножницами.
- Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
- Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины (М.М. Безруких)
Виды трудностей | Возможные причины |
Плохо запоминает конфигурацию. | Недостаточная сформированность зрительной памяти. |
Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении). |
|
Перестановка букв при чтении (рак - кар, нос-сон) | Недостаточная сформированность зрительного восприятия |
Замена букв, неправильное произношение при чтении. | Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции |
Трудность слияния букв при чтении (каждая буква легко читается отдельно, а вместе — трудно). |
|
Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение). |
|
Почему детям до 5 лет учить иностранный язык вредно?
Логопеды доказали, что дети, с рождения оказавшиеся в двуязычной среде, склонны к дефектам речи. Дети, владеющие двумя языками, часто путают слова и с трудом выражают свои мысли.
К такому выводу специалисты пришли после проведенного исследования в группе детей дошкольного возраста, говорящих на двух языках. Специалистами были замечены дефекты речи у 60 % детей. Такие речевые недостатки, по словам логопедов, устраняются сложнее, чем подобные дефекты у дошкольников, не знающих иностранный язык.
Поэтому рекомендовано начинать осваивать «дебри» неродного языка только после 5 лет. До этого возраста знание родного языка у детей еще не сформировано, и есть шансы, что малыш начнет путать языки.
Педагоги и детские психологи уже давно изучают так называемых билингвов — детей, с детства говорящих на двух языках. Установлено, что такие дети не чувствуют, где их основной, родной язык.
Эксперты не советуют при общении с ребенком привносить в речь иностранные выражения — малыш может не понять, на каком языке с ним разговаривают. Это повлияет на дальнейшее формирование у него «чувства родного языка», что грозит различного рода лексико-грамматическими ошибками.
Родителям первоклассников
Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Вот несколько правил для родителей.
Правило 1. При ребенке не высказывать негативного мнения о школе.
Правило 2. Рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.
Правило 3. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.
Правило 4. Необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.
Правило 5. Каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задания снова.
Правило 6. Все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.
Правило 7. Родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Задания с буквой и звуком «Ч»
Задания по теме «Дом»
Развитие мелкой моторики и графических навыков в домашних условиях
Консультация для родителей
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развития. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями.
Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать ручной работы: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — Сегеном. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Начинать работу нужно с самого раннего возраста. Даже грудному малышу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Развитие руки и мелкой моторики — это развитие движений мышц кисти и пальцев. Педагоги советуют начинать пассивный массаж маленьких ручек с того же времени, что и общий массаж тела новорожденного малыша: нежные, мягкие поглаживания, сгибания-разгибания пальчиков — вот первые упражнения для развития мелкой моторики.
Постепенно ребенок все больше овладевает собственным телом (и движениями руки в том числе) и в ход идут словесные побуждения, где ребенок сопровождает слова взрослого движениями рук и пальчиков уже сам: машет ладошкой («пока-пока»), прячется при игре в «ку-ку» (закрывает глаза ладошками). С этого времени и речевые игры для развития тонкой моторики становятся сложнее и интереснее.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусины, крупы. Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком. Мелкая моторика-разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Очевидно, что у тех детей, у кого слабо развиты пальцы рук, будут трудности с письмом. Пальцы рук необходимо упражнять, развивать силу и выносливость мышц кисти.
Существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития мелкой моторики. Если ребенку 2-2,5 лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму
Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.
Для развития мелкой моторики и координации движений рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять. по очереди обеими руками.
Вот их примерный перечень:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
- Работа с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, «липучками» и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками.
- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья.
- Сортировка семян при помощи пинцета (например, горох и гречка)
- Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям.
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать.
- Изготовление гирлянд, бус.
- Продевание тесьмы в дырочки.
- Перематывание клубков, соединение нитей разного цвета в один клубок.
- Для мальчиков: накручивание гаек на болт, закручивание и откручивание шурупов и т.п.
Подготовила
учитель-логопед МБДОУ детского сада №365 г.о. Самара
Калюжина Е.Ю.