МБДОУ «Детский сад №365», +7 (846) 221-28-31, 443042, г. Самара, ул. Флотская, д. 15 а

Советы учителя-логопеда

Развитие мелкой моторики и графических навыков в домашних условиях

Консультация для родителей

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развития. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями.

Оказывается, у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать ручной работы: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее — Сегеном. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — один из основных показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Начинать работу нужно с самого раннего возраста. Даже грудному малышу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Развитие руки и мелкой моторики — это развитие движений мышц кисти и пальцев. Педагоги советуют начинать пассивный массаж маленьких ручек с того же времени, что и общий массаж тела новорожденного малыша: нежные, мягкие поглаживания, сгибания-разгибания пальчиков — вот первые упражнения для развития мелкой моторики.

Постепенно ребенок все больше овладевает собственным телом (и движениями руки в том числе) и в ход идут словесные побуждения, где ребенок сопровождает слова взрослого движениями рук и пальчиков уже сам: машет ладошкой («пока-пока»), прячется при игре в «ку-ку» (закрывает глаза ладошками). С этого времени и речевые игры для развития тонкой моторики становятся сложнее и интереснее.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы — пуговицы, бусины, крупы. Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком. Мелкая моторика-разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. Очевидно, что у тех детей, у кого слабо развиты пальцы рук, будут трудности с письмом. Пальцы рук необходимо упражнять, развивать силу и выносливость мышц кисти.

Существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития мелкой моторики. Если ребенку 2-2,5 лет удаются изолированные движения пальцев (может показать отдельно один палец, два и т.д.), то обычно у такого ребенка хорошо развита речь. Поэтому тренировка пальцев рук у ребенка является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму

Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.

Для развития мелкой моторики и координации движений рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять. по очереди обеими руками.

Вот их примерный перечень:

- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.

- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.

- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.

- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.

- Работа с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, «липучками» и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками.

- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).

- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья.

- Сортировка семян при помощи пинцета (например, горох и гречка)

- Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям.

- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки.

- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.

- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.

- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать.

- Изготовление гирлянд, бус.

- Продевание тесьмы в дырочки.

- Перематывание клубков, соединение нитей разного цвета в один клубок.

- Для мальчиков: накручивание гаек на болт, закручивание и откручивание шурупов и т.п.

Подготовила
учитель-логопед МБДОУ детского сада №365 г.о. Самара
Калюжина Е.Ю.

 

 

Печать E-mail